Семейное/альтернативное образование


Анонс к лек­ции из кур­са «Но­вая се­мей­ная пси­хо­ло­гия» про се­мей­ное (аль­тер­на­тив­ное) об­ра­зо­ва­ние.

 

Со­вре­мен­ная си­сте­ма об­ра­зо­ва­ния и са­мо­об­ра­зо­ва­ние, ко­то­рое в этой си­сте­ме пред­ла­га­ет­ся по­лу­чить, вы­зы­ва­ют у здра­во­мыс­ля­щих ро­ди­те­лей всё боль­ше во­про­сов, от­ве­тов на ко­то­рые ни­кто не да­ёт.

Ис­то­ри­че­ски в Рос­сии и стра­нах, ко­то­рые ко­гда-то вхо­ди­ли в со­став Рос­сий­ской им­пе­рии, си­сте­ма об­ра­зо­ва­ния скла­ды­ва­лась из двух со­став­ля­ю­щих:

  • С од­ной сто­ро­ны, это бы­ла си­сте­ма ли­це­ев и уни­вер­си­те­тов, пред­на­зна­чен­ная для про­из­вод­ства, в первую оче­редь, управ­лен­че­ских кад­ров всех уров­ней для си­сте­мы го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния. Так­же эта си­сте­ма об­ра­зо­ва­ния долж­на бы­ла го­то­вить кад­ры для рас­ту­щей ар­мии и фор­ми­ро­вать, от­сут­ство­вав­шие до этих вре­мён, со­ци­аль­ные про­слой­ки.
  • С дру­гой сто­ро­ны, на­рож­да­ю­щий­ся класс но­вой рус­ской ин­тел­ли­ген­ции оза­бо­тил­ся по­пол­не­ни­ем сво­их ря­дов и «по­шёл» в сё­ла и де­рев­ни ор­га­ни­зо­вы­вать на­род­ное об­ра­зо­ва­ние. Це­лью на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния яв­ля­лась лик­ви­да­ция без­гра­мот­но­сти на се­ле и по­пыт­ка ес­ли не за­ме­нить, то, по край­ней ме­ре, со­ста­вить кон­ку­рен­цию при­ход­ским шко­лам.

Шко­лы и гим­на­зии объ­еди­ня­ли в се­бе не­сколь­ко функ­ций.

Во-пер­вых, при острой не­хват­ке учеб­ных ма­те­ри­а­лов и по­со­бий, а так­же при от­сут­ствии у де­тей и на­чи­на­ю­щих обу­че­ние в бо­лее позд­нем воз­расте, на­вы­ков ис­поль­зо­ва­ния учеб­ной ли­те­ра­ту­ры и по­со­бий, оче­вид­ной бы­ла не­об­хо­ди­мость в пре­по­да­ва­те­лях. Пре­по­да­ва­те­ли долж­ны бы­ли НАУЧИТЬ же­ла­ю­щих осво­ить гра­мо­ту и дру­гие дис­ци­пли­ны, УЧИТЬСЯ, при­вить дис­ци­пли­ну и при­ле­жа­ние к пред­ме­ту.

Та­ким об­ра­зом, мож­но сме­ло утвер­ждать, что, сфор­ми­ро­вав­ши­е­ся к кон­цу 19-го, на­ча­лу 20-го ве­ка, си­сте­мы на­род­но­го и го­су­дар­ствен­но­го об­ра­зо­ва­ния, пол­но­стью се­бя оправ­ды­ва­ли и слу­жи­ли со­ци­аль­но­му про­грес­су и про­мыш­лен­но­му раз­ви­тию стра­ны. Про­мыш­лен­ни­ки и пред­при­ни­ма­те­ли быст­ро по­ня­ли, что об­ра­зо­ван­ные ра­бо­чие и слу­жа­щие ра­бо­та­ют луч­ше и спо­соб­ны на вы­пол­не­ние бо­лее слож­ных за­дач, чем без­гра­мот­ные. С по­яв­ле­ни­ем в Рос­сии бур­жу­а­зии, дви­же­ние на­род­но­го про­све­ще­ния по­лу­чи­ло мощ­ный им­пульс к раз­ви­тию.

Боль­шую, и да­же пер­во­сте­пен­ную роль в ста­нов­ле­нии но­вой го­су­дар­ствен­но­сти, при­да­ва­ли на­род­но­му об­ра­зо­ва­нию и при­шед­шие к вла­сти по­сле ок­тябрь­ско­го пе­ре­во­ро­та боль­ше­ви­ки.

С тех пор про­шло 100 лет. Нет в на­шем об­ще­стве та­кой сфе­ры, ко­то­рая не пре­тер­пе­ла бы мно­го­крат­ных и ра­ди­каль­ных из­ме­не­ний. Од­на­ко, си­сте­ма школь­но­го (сред­не­го) об­ра­зо­ва­ния оста­лась по­чти не­из­мен­ной.

Дав­но ре­ши­лись про­бле­мы с не­до­стат­ком ли­те­ра­ту­ры и осво­е­ни­ем пер­вич­ных на­вы­ков ра­бо­ты с ин­фор­ма­ци­ей. В раз­ви­тых стра­нах сло­жи­лась так на­зы­ва­е­мая «об­ра­зо­ва­тель­ная сре­да». Предо­став­ля­е­мые об­ще­ством со­вре­мен­но­му че­ло­ве­ку воз­мож­но­сти, тре­бу­ют от не­го об­ла­да­ния мно­ги­ми на­вы­ка­ми и боль­шим объ­ё­мом ин­фор­ма­ции. Боль­шин­ство ны­неш­них школь­ни­ков осва­и­ва­ют со­вре­мен­ные сред­ства ком­му­ни­ка­ции и по­лу­че­ния ин­фор­ма­ции, опе­ре­жая сво­их школь­ных пре­по­да­ва­те­лей.

По боль­шо­му счё­ту, шко­ле оста­лась за­да­ча вос­пи­та­ния граж­дан­ствен­но­сти, пат­ри­о­тиз­ма, люб­ви к ро­ди­не и утвер­жде­ния в со­зна­нии обу­ча­ю­щих­ся ба­зо­вых че­ло­ве­че­ских цен­но­стей. Мож­но бы­ло бы ожи­дать, что шко­ла ста­нет ме­стом, где бу­ду­щие чле­ны со­вре­мен­но­го об­ще­ства по­лу­чат пер­вые на­вы­ки со­ци­аль­но­го по­ве­де­ния, со­труд­ни­че­ства и вза­и­мо­по­мо­щи, куль­ту­ры об­ще­ния.

Шко­ле мож­но бы­ло бы по­ру­чить за­клад­ку ос­нов внут­рен­ней куль­ту­ры бу­ду­щих чле­нов об­ще­ства. Пред­ло­жить уче­ни­кам углуб­лён­ное изу­че­ние пред­ме­тов, не свя­зан­ных на­пря­мую с функ­ци­о­ни­ро­ва­ни­ем че­ло­ве­ка как со­ци­аль­ной еди­ни­цы.

Кал­ли­гра­фия, жи­во­пись, ис­то­рия древ­не­го ми­ра, вер­хо­вая ез­да, тан­цы, фех­то­ва­ние, фи­ло­со­фия, ис­то­рия ми­ро­вых ре­ли­гий, гео­ло­гия, ана­то­мия и нор­маль­ная фи­зио­ло­гия че­ло­ве­ка — эти, и мно­гие дру­гие об­ла­сти че­ло­ве­че­ско­го зна­ния, в со­вре­мен­ной шко­ле от­сут­ству­ют или пре­по­да­ют­ся в край­не при­ми­тив­ной фор­ме.

На мой взгляд, имен­но ка­та­стро­фи­че­ски низ­кий уро­вень куль­ту­ры боль­шей ча­сти на­се­ле­ния пла­не­ты яв­ля­ет­ся ос­нов­ным и са­мым глав­ным ис­точ­ни­ком всех со­вре­мен­ных со­ци­аль­ных про­блем, воз­ник­ших в по­след­ние сто­ле­тия, на­чи­ная с тер­ро­риз­ма и за­кан­чи­вая раз­ви­ва­ю­щим­ся на на­ших гла­зах управ­лен­че­ским кол­лап­сом круп­ней­ших эко­но­мик ми­ра.

Один их ве­ли­чай­ших ди­пло­ма­тов и пра­ви­те­лей по­след­них ве­ков — От­то фон Бисмарк — ска­зал, что вой­ну вы­иг­ры­ва­ют не ге­не­ра­лы, а учи­те­ля и свя­щен­ни­ки. По­хо­же, что по­след­нюю вой­ну че­ло­ве­че­ства с са­мим со­бой за пра­во остать­ся на этой пла­не­те, со­вре­мен­ные учи­те­ля и свя­щен­ни­ки по­ка про­иг­ры­ва­ют в сухую. Пла­не­та по­гру­жа­ет­ся в ха­ос и толь­ко че­ло­век со спя­щим ра­зу­мом мо­жет это­го не за­ме­тить.

На мой взгляд, от­вет­ствен­ность со­вре­мен­ных ро­ди­те­лей, за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы снаб­дить сво­их де­тей не­об­хо­ди­мы­ми зна­ни­я­ми и на­вы­ка­ми, опре­де­лять ко­то­рые нуж­но ис­хо­дя из пред­по­ло­же­ния, что им (де­тям, ко­то­рые вы­рас­тут, ес­ли вы­жи­вут), при­дёт­ся в слож­ных усло­ви­ях и на гра­ни вы­жи­ва­ния стро­ить но­вый мир и но­вую куль­ту­ру.

Шко­ла нам в этом не по­мо­жет ни в во­про­се че­му учить ни в во­про­се как. При­шло вре­мя объ­еди­нять­ся пе­ред ли­цом об­щей опас­но­сти, на­хо­дить точ­ки со­при­кос­но­ве­ния и со­зда­вать но­вые под­хо­ды к во­про­сам об­ра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния на­ших де­тей. На­сто­я­щее пу­га­ет, но его уже не из­ме­нить. Мы мо­жем из­ме­нить бу­ду­щее, ес­ли не бу­дем си­деть сло­жа ру­ки и ждать кон­ца све­та.

Подробнее об этом Вы можете узнать на моей лекции, которая состоится 16 августа в рамках моего проекта СУВЭО.

 
Записаться на лекцию

 

На пло­щад­ках СУВЭО я пред­ла­гаю всем, кто име­ет опыт аль­тер­на­тив­но­го об­ра­зо­ва­ния, или со­об­ра­же­ния по то­му, что мож­но бы­ло бы сде­лать в этом на­прав­ле­нии, де­лить­ся сво­и­ми на­ра­бот­ка­ми, от­кры­ти­я­ми, со­об­ра­же­ни­я­ми с те­ми, кто, как и мы осо­зна­ёт его не­об­хо­ди­мость и важ­ность для бу­ду­ще­го на­ших де­тей, стран, а мо­жет быть и для всей пла­не­ты.

М. Фомин. Ос­но­ва­тель СУВЭО

 

Стать лектором СУВЭО:

 

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *