Семейное/альтернативное образование
Анонс к лекции из курса «Новая семейная психология» про семейное (альтернативное) образование.
Современная система образования и самообразование, которое в этой системе предлагается получить, вызывают у здравомыслящих родителей всё больше вопросов, ответов на которые никто не даёт.
Исторически в России и странах, которые когда-то входили в состав Российской империи, система образования складывалась из двух составляющих:
- С одной стороны, это была система лицеев и университетов, предназначенная для производства, в первую очередь, управленческих кадров всех уровней для системы государственного управления. Также эта система образования должна была готовить кадры для растущей армии и формировать, отсутствовавшие до этих времён, социальные прослойки.
- С другой стороны, нарождающийся класс новой русской интеллигенции озаботился пополнением своих рядов и «пошёл» в сёла и деревни организовывать народное образование. Целью народного образования являлась ликвидация безграмотности на селе и попытка если не заменить, то, по крайней мере, составить конкуренцию приходским школам.
Школы и гимназии объединяли в себе несколько функций.
Во-первых, при острой нехватке учебных материалов и пособий, а также при отсутствии у детей и начинающих обучение в более позднем возрасте, навыков использования учебной литературы и пособий, очевидной была необходимость в преподавателях. Преподаватели должны были НАУЧИТЬ желающих освоить грамоту и другие дисциплины, УЧИТЬСЯ, привить дисциплину и прилежание к предмету.
Таким образом, можно смело утверждать, что, сформировавшиеся к концу 19-го, началу 20-го века, системы народного и государственного образования, полностью себя оправдывали и служили социальному прогрессу и промышленному развитию страны. Промышленники и предприниматели быстро поняли, что образованные рабочие и служащие работают лучше и способны на выполнение более сложных задач, чем безграмотные. С появлением в России буржуазии, движение народного просвещения получило мощный импульс к развитию.
Большую, и даже первостепенную роль в становлении новой государственности, придавали народному образованию и пришедшие к власти после октябрьского переворота большевики.
С тех пор прошло 100 лет. Нет в нашем обществе такой сферы, которая не претерпела бы многократных и радикальных изменений. Однако, система школьного (среднего) образования осталась почти неизменной.
Давно решились проблемы с недостатком литературы и освоением первичных навыков работы с информацией. В развитых странах сложилась так называемая «образовательная среда». Предоставляемые обществом современному человеку возможности, требуют от него обладания многими навыками и большим объёмом информации. Большинство нынешних школьников осваивают современные средства коммуникации и получения информации, опережая своих школьных преподавателей.
По большому счёту, школе осталась задача воспитания гражданственности, патриотизма, любви к родине и утверждения в сознании обучающихся базовых человеческих ценностей. Можно было бы ожидать, что школа станет местом, где будущие члены современного общества получат первые навыки социального поведения, сотрудничества и взаимопомощи, культуры общения.
Школе можно было бы поручить закладку основ внутренней культуры будущих членов общества. Предложить ученикам углублённое изучение предметов, не связанных напрямую с функционированием человека как социальной единицы.
Каллиграфия, живопись, история древнего мира, верховая езда, танцы, фехтование, философия, история мировых религий, геология, анатомия и нормальная физиология человека — эти, и многие другие области человеческого знания, в современной школе отсутствуют или преподаются в крайне примитивной форме.
На мой взгляд, именно катастрофически низкий уровень культуры большей части населения планеты является основным и самым главным источником всех современных социальных проблем, возникших в последние столетия, начиная с терроризма и заканчивая развивающимся на наших глазах управленческим коллапсом крупнейших экономик мира.
Один их величайших дипломатов и правителей последних веков — Отто фон Бисмарк — сказал, что войну выигрывают не генералы, а учителя и священники. Похоже, что последнюю войну человечества с самим собой за право остаться на этой планете, современные учителя и священники пока проигрывают в сухую. Планета погружается в хаос и только человек со спящим разумом может этого не заметить.
На мой взгляд, ответственность современных родителей, заключается в том, чтобы снабдить своих детей необходимыми знаниями и навыками, определять которые нужно исходя из предположения, что им (детям, которые вырастут, если выживут), придётся в сложных условиях и на грани выживания строить новый мир и новую культуру.
Школа нам в этом не поможет ни в вопросе чему учить ни в вопросе как. Пришло время объединяться перед лицом общей опасности, находить точки соприкосновения и создавать новые подходы к вопросам образования и воспитания наших детей. Настоящее пугает, но его уже не изменить. Мы можем изменить будущее, если не будем сидеть сложа руки и ждать конца света.
Подробнее об этом Вы можете узнать на моей лекции, которая состоится 16 августа в рамках моего проекта СУВЭО.
Записаться на лекцию
На площадках СУВЭО я предлагаю всем, кто имеет опыт альтернативного образования, или соображения по тому, что можно было бы сделать в этом направлении, делиться своими наработками, открытиями, соображениями с теми, кто, как и мы осознаёт его необходимость и важность для будущего наших детей, стран, а может быть и для всей планеты.
М. Фомин. Основатель СУВЭО
Стать лектором СУВЭО: