Сакральные основы практики
Задумывались ли вы в чём сакральный смысл понятий «отдых» «покой» или других обыденных на первый взгляд слов и явлений? Почему мы едим с круглых тарелок? Почему выбираем не задумываясь об этом, тот или иной орнамент? Почему нас так волнует вопрос имени?
Понятие сакральности окончательно извращено в восприятии современного человека. И это отнюдь не случайность. Это реалии современности.
Сакральный, означает священный, то есть сокрытый от глупцов и невежд, сущностный аспект того или иного ритуала, явления или выражения. Сакральным смыслом были наполнены многие слова, деяния наших предков. Имена, названия предметов и явлений, были не случайны и имели сакральный смысл. Даже такое формальное в наши дни пожелание «спокойной ночи» несло в себе смысл, о котором наши современники и не догадываются.
Время сакральности ушло.
Мы живём в век научно-технического прогресса, научного мировоззрения и атеизма. Чувственное восприятие реальности не в чести. Сейчас принято воспринимать окружающий мир сквозь узкую щель научного мировоззрения. Всё, что не может быть доказано научно, считается несуществующим. Сакральность, никогда и не претендовавшую на научную истинность, заменяет формальность. Даже определения сакральности, которые можно найти в сети, полны этого самого формализма.
Сакральное знание по определению относится к группе эзотерических (вненаучных) знаний.
Понятие практики как таковое тоже формализовалось. Сейчас для большинства это слово означает практическое (то есть в процессе осуществления профессиональной деятельности) применение полученных ранее «знаний». Под знаниями же подразумевают информацию, освоенную во время обучения и полученную после обучения, с помощью тех методов (получения информации), которые были выработаны в процессе обучения. В основе своей это знания формальные, представляющие собой либо совокупность фактов и наблюдений, объединённую научной теорией, (эмпирические научные знания), либо теоретические, построенные на основе анализа абстрактных моделей.
Прошу понять меня правильно. Я очень уважаю людей, занимающихся научной исследовательской деятельностью, целью которой является в конечном итоге познание Истины в широком смысле этого слова. Однако, я знаю и то, что для того, чтобы исследование было научным, оно должно быть формализованным.
Общеизвестно, что существуют и иные методы исследований кроме научных. Эти методы возникли намного раньше научных и не смогли дать человечеству за тысячи лет своего существования того, что научные исследования дали за последние две-три сотни лет. Научный метод познания доказал свою эффективность.
Однако. За последние 200 лет рациональная наука ничего нового не сказала нам о нас самих. Человек, существо иррациональное и научному методу познания не подвластен. Ни он сам, ни его психика, ни сама жизнь. Наука, узнав о строении человеческого тела почти всё, ничего не сказала нам о том, как достичь счастья в жизни, и каков смысл её, почему начинается болезнь и как вернуть здоровье. Наука бессильна перед всеми нашими житейскими трудностями и проблемами. Наука не научилась оживлять умерших, но дала человечеству огромное количество способов отнять у человека жизнь. Успехи реанимации являются слабым утешением в этом смысле. Научно-технический прогресс поставил существование человечества и планеты под вполне реальную угрозу.
Ненаучный метод исследования окружающего мира, жизни и человека существующий столько же сколько и человечество, называется ПРАКТИКА.
Сакральный смысл этого слова можно раскрыть следующим определением.
ПРАКТИКОЙ называется способ проживания собственной жизни, способствующий получению практикующим Знания.
Практик находится по возможности в состоянии потокового восприятия реальности. Это состояние, сознания, характеризующееся отсутствием оценок наблюдаемых форм, явлений, и ощущений. Состояние тотального «потокового» восприятия и запоминания. Подобного рода восприятие, позволяет получать и статическую и динамическую информацию, из окружающего пространства, одновременно собирая наблюдения за внутренними ощущениями в теле, возникающими мыслями, чувствами и эмоциями. При длительной практике, человек в состоянии наблюдать за событиями микроскопическими, происходящими в непосредственной близости, здесь и сейчас; и, за событиями масштабными, происходящими на огромных пространствах и протяженные во времени и в прошлое и в будущее. Не просто наблюдать, но и отслеживать собственные психические реакции на наблюдаемое, и улавливать взаимосвязь между этими реакциями и последующими событиями. У православных христиан есть словосочетание, для подобного рода деятельности — «жизнь в Духе». Уверен, термин для подобного рода деятельности есть во всех духовных традициях.
Практика способствует накоплению безоценочных, непрерывных наблюдений. Накопление не может быть бесконечным. В конце концов, количество наблюдений переходит в новое Качество. Из миллиардов мелких и казалось бы, не связанных между собой фактов, ощущений, эмоций и чувств, как из мелких мазков маслом, складывается Картина. Практик вдруг становится обладателем Знания — истинной информации, не требующей доказательств по причине своей очевидности. Но. Эта картина видна лишь тому, кто совершил это Великое делание, накопил критическую массу наблюдений и переплавил её в себе в Философский камень — ЗНАНИЕ.
Это Знание есть СИЛА. Сила не есть энергия в чистом виде. Сила может то, что недостижимо с помощью любого количества энергии. Сила, в сакральном смысле — фактор трансформирующий Реальность.
Тот, кто стал обладателем Знания, мгновенно его теряет. Так как, благодаря его Силе, оказывается уже в другом мире. Мире, в котором великая истина, полученная практиком огромными усилиями, является всего лишь одним из мазков другой, более масштабной Картины. Знание опять становится целью практика.
Вот в чём сокровенный смысл высказывания Френсиса Бэкона: «Знание есть Сила, а Сила, есть Знание».