О духовном акушерстве


Ду­хов­ное аку­шер­ство как но­вое на­прав­ле­ние в це­ли­тель­стве

 
Нач­нём с вне­се­ния яс­но­сти в тер­ми­но­ло­гию.

По­ня­тие «ду­хов­ное» в на­шем слу­чае, как и во мно­гих дру­гих, но­сит чи­сто услов­ный ха­рак­тер. Здесь име­ет­ся в ви­ду, что сам прин­цип под­хо­да к изу­ча­е­мой про­бле­ме за­клю­чён в ис­сле­до­ва­нии так на­зы­ва­е­мой не­ма­те­ри­аль­ной сто­ро­ны про­цес­са, или, точ­нее, тон­ко­ма­те­ри­аль­ной.

Сло­во «аку­шер­ство», в на­шем по­ни­ма­нии, то­же име­ет бо­лее ши­ро­кое, чем это при­ня­то, зна­че­ние. А имен­но: со­про­вож­де­ние жи­во­го объ­ек­та во вре­мя про­ис­хо­дя­щей с ним био­энер­го­ин­фор­ма­ци­он­ной транс­фор­ма­ции. При по­доб­ном под­хо­де про­цесс ро­дов яв­ля­ет­ся лишь част­ным слу­ча­ем в ря­ду со­бы­тий опре­де­лён­но­го свой­ства, про­ис­хо­дя­щих не толь­ко с че­ло­ве­ком, но и с це­лы­ми груп­па­ми лю­дей, а так­же жи­вот­ны­ми, пред­при­я­ти­я­ми, раз­лич­ны­ми био­ло­ги­че­ски­ми и не­био­ло­ги­че­ски­ми си­сте­ма­ми.

 

Что та­кое ду­хов­ное аку­шер­ство

 

Этим тер­ми­ном я пред­ла­гаю впредь име­но­вать ком­плекс дей­ствий, со­вер­ша­е­мых спе­ци­а­ли­стом в об­ла­сти энер­го­ин­фор­ма­ци­он­ных вза­и­мо­дей­ствий, на­прав­лен­ных на под­го­тов­ку че­ло­ве­ка к лич­ност­но­му об­нов­ле­нию, «транс­фор­ма­ции», со­про­вож­де­ние его во вре­мя это­го про­цес­са, и по­сле­ду­ю­щую со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­скую и фи­зио­ло­ги­че­скую адап­та­цию.

Что же ка­са­ет­ся че­ло­ве­ка, как наи­бо­лее ин­те­рес­но­го для нас объ­ек­та изу­че­ния, то для на­ча­ла мож­но вы­де­лить не­сколь­ко клю­че­вых мо­мен­тов в его жиз­ни, ко­гда он ста­но­вит­ся объ­ек­том для бо­лее при­сталь­но­го вни­ма­ния ду­хов­ных аку­ше­ров:

  • мо­мент за­ча­тия;
  • ро­ды;
  • от­рыв от ма­те­рин­ской гру­ди;
  • пер­вые по­се­ще­ния дет­ских учеб­ных учре­жде­ний;
  • окон­ча­ние шко­лы; ин­сти­ту­та;
  • свадь­ба;
  • на­ча­ло бе­ре­мен­но­сти;
  • рож­де­ние пер­во­го ре­бен­ка;
  • раз­во­ды, осо­бен­но пер­вый;
  • смерть ро­ди­те­лей;
  • вы­ход на пен­сию;
  • уход из жиз­ни.

Есте­ствен­ный во­прос — «ка­ко­ва же во всём этом роль ду­хов­но­го аку­ше­ра?». Дей­стви­тель­но, со­бы­тия, сто­я­щие в этом ря­ду, от­но­сят­ся к раз­лич­ным об­ла­стям де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка, раз­лич­ным воз­раст­ным груп­пам, изу­ча­ют­ся спе­ци­а­ли­ста­ми из раз­лич­ных от­рас­лей зна­ния о че­ло­ве­ке: ме­ди­ка­ми, пси­хо­ло­га­ми, пе­да­го­га­ми, фи­ло­со­фа­ми.

От­ве­ча­ем — «По­сколь­ку все эти со­бы­тия объ­еди­ня­ет мо­мент транс­фор­ма­ции, то есть пе­ре­рож­де­ния, в то вре­мя, ко­гда они про­ис­хо­дят, транс­фор­ми­ру­е­мо­му объ­ек­ту мо­жет по­на­до­бить­ся ква­ли­фи­ци­ро­ван­ная по­мощь».

Рас­смот­рим про­ис­хо­дя­щее на при­ме­ре обыч­ных ро­дов. С точ­ки зре­ния ду­хов­но­го аку­ше­ра, здесь мож­но вы­де­лить че­ты­ре клю­че­вых мо­мен­та:

  • смерть пло­да;
  • рож­де­ние мла­ден­ца;
  • смерть бе­ре­мен­ной жен­щи­ны;
  • рож­де­ние кор­мя­щей ма­те­ри.

Сло­ва «смерть» и «рож­де­ние» здесь не слу­чай­ны. Глу­би­на пре­тер­пе­ва­е­мых в этот мо­мент из­ме­не­ний мо­жет быть от­ра­же­на толь­ко та­ки­ми силь­ны­ми по­ня­ти­я­ми. Раз­ли­чия в стро­е­нии те­ла, об­ме­не ве­ществ, стро­е­нии пси­хи­ки, по­ве­де­нии, об­ра­зе жиз­ни, и во мно­гом дру­гом, поз­во­ля­ют го­во­рить о том, что су­ще­ство до транс­фор­ма­ции и су­ще­ство по­сле неё — это два раз­лич­ных су­ще­ства, хо­тя и не со­всем чу­жие друг дру­гу.

За­гля­ды­вая глуб­же, мож­но ска­зать, что про­цесс этот не об­хо­дит сто­ро­ной и от­ца ре­бён­ка, да и во­об­ще вся струк­ту­ра ро­да пре­тер­пе­ва­ет огром­ные из­ме­не­ния. Пол­но­стью пе­ре­стра­и­ва­ет­ся си­сте­ма от­но­ше­нии меж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной, меж­ду се­мьёй и дру­ги­ми се­мья­ми, от­но­ше­ния с «внеш­ним ми­ром» на­чи­на­ют вы­стра­и­вать­ся за­но­во на дру­гой ос­но­ве.

Не бу­дем силь­но сгу­щать крас­ки, хо­тя ска­жем чест­но — опи­сан­ные про­бле­мы лишь вер­хуш­ка огром­но­го айс­бер­га, с ко­то­рым стал­ки­ва­ют­ся лю­ди, риск­нув­шие про­из­ве­сти потом­ство.

Не про­ще об­сто­ят де­ла и с дру­ги­ми пе­ре­ход­ны­ми мо­мен­та­ми в жиз­ни че­ло­ве­ка.

Про­цесс пе­ре­рож­де­ния, или, ес­ли хо­ти­те му­та­ции, — про­цесс бо­лез­нен­ный и слож­ный. В эти мо­мен­ты всплы­ва­ют за­ста­ре­лые ком­плек­сы, под­со­зна­тель­ные штам­пы, дру­гие пси­хи­че­ские, пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ские, энер­го­ин­фор­ма­ци­он­ные фак­то­ры. За­да­ча «аку­ше­ра» по­мочь че­ло­ве­ку «прой­ти» че­рез них с ми­ни­маль­ны­ми по­те­ря­ми. От успеш­но­сти про­хож­де­ния за­ви­сит, на сколь­ко смо­жет «но­во­рож­дён­ный» ис­поль­зо­вать свои но­вые воз­мож­но­сти. На­при­мер, мла­де­нец, рож­дён­ный в ро­диль­ном до­ме по су­ще­ству­ю­щим пра­ви­лам, пер­вые две не­де­ли сво­ей жиз­ни вы­гля­дит пол­но­стью оглу­шён­ным. Он не ре­а­ги­ру­ет на про­ис­хо­дя­щее, не сле­дит за дви­жу­щи­ми­ся пред­ме­та­ми, не про­яв­ля­ет эмо­ций, и т. д. В от­ли­чие от не­го, ди­тя, при­ня­тое с по­мо­щью ду­хов­но­го аку­ше­ра, с пер­вых мо­мен­тов жиз­ни ве­дёт се­бя как пол­но­цен­ный че­ло­век, толь­ко что не хо­дит и не раз­го­ва­ри­ва­ет. Эта раз­ни­ца ни­ко­гда не ис­чез­нет, пер­вые мо­мен­ты жиз­ни опре­де­ля­ют все по­сле­ду­ю­щие го­ды. Пер­во­му ре­бен­ку при­дёт­ся всю жизнь про­ры­вать­ся че­рез то, о чём вто­рой да­же и не за­по­до­зрит.

При­мер из дру­гой об­ла­сти. Раз­вод. Си­ту­а­ция, в ко­то­рой пси­хи­че­ской трав­мы из­бе­жать уда­ёт­ся край­не ред­ко. Стра­да­ют ни в чём не по­вин­ные де­ти. По­сле раз­во­да у обо­их быв­ших су­пру­гов на­блю­да­ет­ся со­сто­я­ние, очень по­хо­жее на со­сто­я­ние но­во­рож­ден­но­го: эмо­ци­о­наль­ная ту­пость, или огра­ни­чен­ность, за­тор­мо­жен­ность мыш­ле­ния, по­дав­лен­ность, ча­стич­ная или пол­ная по­те­ря ори­ен­та­ции в жиз­ни. Кто раз­во­дил­ся, под­твер­дит, что это свой­ствен­но да­же тем, кто счи­тал, что раз­вод при­не­сёт ра­дость и об­лег­че­ние. В этом со­сто­я­нии, ко­то­рое, по­рой длит­ся го­да­ми, че­ло­век не мо­жет сде­лать пра­виль­ный вы­бор, и, ча­ще все­го си­ту­а­ция раз­ре­ша­ет­ся сле­ду­ю­щим бра­ком, ко­то­рый очень ско­ро ока­зы­ва­ет­ся ни­чуть не луч­ше преды­ду­ще­го. Ду­хов­ный аку­шер мо­жет мак­си­маль­но об­лег­чить про­це­ду­ру раз­во­да и, тем са­мым, силь­но со­кра­тить по вре­ме­ни пе­ри­од «по­сле­раз­вод­но­го пси­хо­за», что, в свою оче­редь, обес­пе­чит по­сле­ду­ю­щее пси­хи­че­ское бла­го­по­лу­чие кли­ен­та на дол­гие го­ды. Бо­лее то­го, в слу­ча­ях, ко­гда раз­вод про­ис­хо­дит без силь­ных ду­шев­ных тер­за­ний со сто­ро­ны рас­хо­дя­щих­ся ро­ди­те­лей, де­ти прак­ти­че­ски не стра­да­ют. На­обо­рот, при­об­ре­тен­ный опыт при­го­дит­ся им во взрос­лой жиз­ни и сде­ла­ет её лег­че и ра­дост­нее.

 

О ре­аль­ном по­ло­же­нии вещей

 

В на­сто­я­щее вре­мя Ду­хов­но­го аку­шер­ства как ви­да про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­сти не су­ще­ству­ет. За­ни­ма­ют­ся им не­мно­гие эн­ту­зи­а­сты, одер­жи­мые иде­ей рож­де­ния из­на­чаль­но здо­ро­вых де­тей, ко­то­рые бла­го­да­ря осо­бым ме­то­дам рож­де­ния, кро­ме бо­лее устой­чи­вой нерв­ной си­сте­мы и ве­ли­ко­леп­но­го им­му­ни­те­та, при­об­ре­та­ют свой­ство не утра­чи­вать с го­да­ми спо­соб­но­стей к сверх­чув­ствен­но­му вос­при­я­тию. В ос­нов­ной сво­ей мас­се это це­ли­те­ли и прак­ти­ки на­род­ной ме­ди­ци­ны, пси­хо­ло­ги, сто­рон­ни­ки здо­ро­во­го об­ра­за жиз­ни. Ста­ра­ния их за­слу­жи­ва­ют вся­че­ско­го ува­же­ния. Во­круг этих лю­дей сфор­ми­ро­ва­лось да­же что-то вро­де дви­же­ния «За со­зна­тель­ное ро­ди­тель­ство». Дви­же­ние в ос­нов­ном со­сто­ит из ро­ди­те­лей де­тей, рож­дён­ных с по­мо­щью ду­хов­но­го аку­ше­ра, а так­же пар, со­би­ра­ю­щих­ся стать та­ки­ми ро­ди­те­ля­ми. По са­мым скром­ным под­счё­там, за про­шед­шие пят­на­дцать лет не­сколь­ко ты­сяч де­тей ро­ди­лись с по­мо­щью ду­хов­ных аку­ше­ров. Бо­лее то­го, под дав­ле­ни­ем это­го дви­же­ния ме­то­ды при­ё­ма ро­дов в ро­диль­ных до­мах бы­ли из­ме­не­ны. Вве­де­но в обыч­ную прак­ти­ку ран­нее, сра­зу по­сле ро­дов, при­кла­ды­ва­ние мла­ден­ца к гру­ди, пре­бы­ва­ние ма­те­ри и но­во­рож­ден­но­го в од­ной па­ла­те, при­сут­ствие на ро­дах близ­ких род­ствен­ни­ков (в ос­нов­ном от­ца ре­бен­ка). Об­ще­при­ня­той ста­ла прак­ти­ка при­ви­ва­ния де­тей лишь с со­гла­сия ро­ди­те­лей, в об­ще­ствен­ном со­зна­нии проч­но укре­пи­лась мысль о том, что че­ло­век сам мо­жет ре­шать, поль­зо­вать­ся ему услу­га­ми здра­во­охра­не­ния или нет. На­коп­лен ко­лос­саль­ный ма­те­ри­ал по де­тям, рож­дён­ным вне боль­нич­ных стен. Раз­ра­бо­та­ны и про­ве­ре­ны на об­шир­ной прак­ти­ке уни­каль­ные ме­то­ды по­сле­ро­до­во­го па­т­ро­на­жа мла­ден­цев, фи­зи­че­ско­го вос­пи­та­ния с пер­вых дней жиз­ни, со­хра­не­ния из­на­чаль­но вы­со­ко­го уров­ня им­му­ни­те­та, и мно­гие дру­гие.

К со­жа­ле­нию, у ду­хов­но­го аку­шер­ства есть не толь­ко успе­хи. Дав­ле­ние со сто­ро­ны офи­ци­аль­ных ме­ди­цин­ских ин­стан­ций со­хра­ня­ет­ся, не­смот­ря на все ре­во­лю­ци­он­ные из­ме­не­ния об­ще­ствен­но­го со­зна­ния по­след­них лет. Не об­ра­щая вни­ма­ния на объ­ек­тив­ную поль­зу для здо­ро­вья на­ции, до­сти­же­ния, о ко­то­рых го­во­ри­лось вы­ше, иг­но­ри­ру­ют­ся на­уч­ной и прак­ти­че­ской ме­ди­ци­ной, не го­во­ря уже о под­держ­ке го­су­дар­ства, ко­то­рое пред­по­чи­та­ет про­сто не за­ме­чать это об­ще­ствен­ное яв­ле­ние. Остав­ля­ет же­лать мно­го луч­ше­го и про­фес­си­о­наль­ный уро­вень са­мих Ду­хов­ных аку­ше­ров. Как пра­ви­ло, в это на­прав­ле­ние при­хо­дят лю­ди, быв­шие спе­ци­а­ли­ста­ми в сво­их об­ла­стях (пси­хо­ло­ги, ре­бё­фе­ры, пси­хо­те­ра­пев­ты, аку­ше­ры и ги­не­ко­ло­ги, а так­же фи­зи­ки, эко­но­ми­сты и иже с ни­ми). Всё это за­ме­ча­тель­ные лю­ди, вдох­нов­лён­ные пре­крас­ной иде­ей, но нель­зя же при­ме­нять ста­рые ме­то­ды на аб­со­лют­но но­вой поч­ве! Я имею не­ма­лый опыт обу­че­ния спе­ци­а­ли­стов для цен­тров под­го­тов­ки к есте­ствен­ным ро­дам (ав­тор­ская про­грам­ма, и ме­тод то­же мой), и мо­гу сме­ло утвер­ждать, что да­же са­мо­го ло­яль­но на­стро­ен­но­го вра­ча или пси­хо­ло­га не­об­хо­ди­мо дол­го и упор­но (ме­ся­цев хо­тя бы шесть) пе­ре­учи­вать, осво­бож­дая от за­гру­жен­ных в них во вре­мя обу­че­ния мен­таль­ных мат­риц, ко­ди­ро­вок и про­чей дря­ни, о ко­то­рой они по­рой и не по­до­зре­ва­ют, но ко­то­рые очень силь­но вли­я­ют на те­че­ние и ис­ход со­про­вож­да­е­мых ими родов.

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *